Русский язык, 9 класс

Готов

Вопрос от Ксюша 1539 дней назад

Помогите пожалуйста по литературе

Ответ от Ирина

В одном из писем Пушкин, говоря о пленнике и его характере, сделал очень важное признание: «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19 - го века. Как мы видим, задача ставилась чисто реалистическая: создать типический образ разочарованного молодого человека, находящегося в конфликте с обществом - в этом и заключается главная проблематика произведения. Как известно, ни классицизм, ни романтизм ещё не решили проблему создания характера литературного героя, характера как совокупности объективных исторических и социальных обстоятельств. Это завоевание критического реализма, принадлежит оно зрелому Пушкину. Но романтизм многое сделал в решении этой проблемы. Романтики, в первую очередь Жуковский, открыли русской поэзии «человеческую душу», дали психологический анализ поступков человека. Пушкин, создавая «Кавказского пленника», творчески использовал художественный опыт романтиков. Пленник - герой с ярко выраженными романтическими чертами характера. Реалистическое изображение связано с типизацией. Характер обогащается жизненно важными деталями. Пушкин, напротив, в изображении пленника и черкешенки не выходит за пределы самых общих признаков, строит может несколько прямолинейно, избегая посторонних-, сопутствующих эпизодов. Схематичность, предельная обобщенность видна и в том, что герои не названы собственными именами, лишены окружения. Этот негероический поступок снижал образ романтического героя. Пушкин писал Вяземскому: «…Другим досадно, что пленник не кинулся в реку вытаскивать свою черкешенку, да, сунься-ка; я плавал в кавказских реках, - тут утонешь сам, а ни черта не сыщешь; мой пленник умный человек, рассудительный, он не влюблен в черкешенку – он прав, что не утопился». На упреки и советы критиков Пушкин отвечал шуткой и не изменял концовку. Снижение романтического героя входило в его творческие планы. Пушкин уже тогда, в процессе работы над первой романтической поэмой, в какой-то мере критически относился к герою индивидуалисту, поставив под сомнение его возвышенность. Он чутьем великого художника постиг порочность, антигуманность индивидуалистического эгоизма и остался верен жизненной правде.