
Русский язык, 9 класс
Готов
Вопрос от 1686 дней назад
ЛИТЕРАТУРА Вопросы и задания "Своеобразие замысла и повествования «Мертвых душ» " http://vip8082p.vip8081p.beget.tech/Literatura_9_Korovina/116.html 6. Какова роль гротеска в «Мертвых душах»?
Ответ от
Гротеск — изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде. Гротеск в поэме произрастает из гиперболы (чрезмерного преувеличения) и проявляется в изображении помещиков (например, сладости Манилова, основательности Собакевича) и жителей города (можно вспомнить безумные фантазии дам и чиновников по поводу того, кто такой Чичиков). Гротеск позволяет Гоголю достичь высокой степени типизации своих героев, крупно показать их основные черты, сделать их смешными и узнаваемыми. Гротеск присущ художественному миру Гоголя как литературный прием, при котором часто преувеличивается не явление в целом, а какая-то его деталь, черта. В каждом из героев поэмы “Мертвые души” высшего кульминационного развития достигает определенная сторона характера. У Чичикова это стяжательство, так как еще в детстве отец дал ему наставление: “…а больше всего береги копейку: эта вещь надежнее всего на свете”. Он стремится к наживе и даже совершает мошенничество, хотя и имеющее почти законное основание: покупает “неосязаемый чувствами звук”, фамилии умерших крестьян, которые по ревизской сказке значатся как живые. У другого героя поэмы, Ноздрева, гротескно преувеличена страсть к исключительным историям, которые он любит рассказывать и в которые попадает сам. Черта, которая достигает высшего развития у Коробочки, – это ее “дубинноголовость”. У нее нет абстрактного мышления, она может мыслить только конкретно, по-бытовому. Когда Чичиков предлагает ей продать ему умерших крестьян, она долго не может понять, каким образом можно это осуществить. Коробочка дословно воспринимает его предложение и восклицает: “Нешто хочешь ты их откапывать из земли?”. Манилов отличается своей чрезмерной сладостностью, его глаза – “сладкие, как сахар”, у него приятные черты лица, в их приятность “казалось, чересчур было передано сахару”. В лице Собакевича перед читателем предстает образ “совершеннейшего медведя”, прожорливого, неуклюжего; даже массивная мебель его дома похожа на своего хозяина. Для создания портрета Плюшкина Гоголь использует гротеск в изображении его жадности, с помощью чего этот помещик оказывается метафорической “прорехой на человечестве”. Как при создании галереи образов помещиков, так и при создании группового портрета чиновников Гоголь этот свой любимый прием преувеличения.