
Русский язык, 8 класс
Готов
Вопрос от 1729 дней назад
ЛИТЕРАТУРА 5. Перечитайте и расскажите статью о древнерусской литературе, составьте подробный план текста. Вот ссылка на текст для ответа на этот вопрос - http://vip8082p.vip8081p.beget.tech/Literatura_9_Korovina/2.html
Ответ от
ПЛАН: 1) С принятием христианства в Древней Руси появились книги — церковно-служебные и повествовательно-исторические. 2) Древнерусская литература носила исключительно исторический характер. Она не допускала художественного вымысла. 3) Содержание и эстетика древнерусской литературы воплощены в своеобразной системе жанров. 4) Древнерусская литература, насчитывая семь веков, прошла долгий и впечатляющий путь развития. 5) первый период — XI — первая треть XII века 6) Второй период — вторая треть XII — первая треть XIII века. Этот период характеризуется появлением областных литературных центров 7) Третий период — трагический, связанный с монголо-татарским нашествием и борьбой с ним (вторая треть XIII — конец XIV века). 8) Четвертый период — конец XIV—XV век — время подъема национального самосознания, проявившегося в идее собирания земель, в формировании нравственного идеала. 9) Пятый период — эпоха Московского централизованного государства (конец XV—XVI век). 10) Шестой период — смутное время, столкновение старых и новых принципов письма. Словесное искусство Древней Руси берет свое начало в Средние века и относится к концу X и первым годам XI столетия. С принятием христианства в Древней Руси появились книги — церковно-служебные и повествовательно-исторические. Они были написаны на церковно-славянском языке. Так Древняя Русь приобщалась к греческой и общеславянской православной письменности и культуре. В основе церковно-славянских текстов лежала система религиозных представлений о мире, согласно которой Бог — Творец всего сущего. Средневековый писатель хорошо знал причину происходивших событий: все они были для него проявлениями Божьей воли. Так и в литературе древнерусский писатель прославляет извечно ценные душевные качества — милосердие, скромность, бескорыстие, душевную прямоту и открытость. Древнерусская литература носила исключительно исторический характер. Она не допускала художественного вымысла. Средневекового писателя не интересует частный человек с его сугубо земными заботами, печалями и радостями. Он занят событиями государственного масштаба и значения, и поэтому в центре его внимания оказываются князья, бояре, воеводы, священнослужители высокого сана. Древнерусский книжник не мог писать, «добру и злу внимая равнодушно». Он страстно и открыто выражал свою политическую и нравственную позицию. Древнерусский писатель дорожил общим, повторяющимся, легко узнаваемым и избегал всего непривычного, частного, случайного. Содержание и эстетика древнерусской литературы воплощены в своеобразной системе жанров. Жанры богослужебной литературы (Пролог, Апостол, Часослов и др.) предназначались для отправления церковных служб (треб) и обрядов. Ратные подвиги изображались в воинских повестях. Путешествия с разной целью — в хождениях. Описания жизни святых или князей — в житиях, также имевших свои отличия. Письменная литература развивала эпические жанры (повесть, сказание), лирические (слово, поучение), лиро-эпические (житие). Среди жанров существовала строгая иерархия: главным жанром считалось Священное Писание, за ним шли гимнография и «слова», толкующие Писание и разъясняющие смысл христианских праздников, затем — жития святых. Древнерусская литература, насчитывая семь веков, прошла долгий и впечатляющий путь развития. Ее первый период — XI — первая треть XII века, когда в Древней Руси существуют два центра — Киев и Новгород. Этот период отличается относительным единством литературы и в целом характеризуется как период ученичества. Главная идея произведений — превосходство христианства над язычеством («Повесть временных лет», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, «Хождение» игумена Даниила, «Поучение» Владимира Мономаха ). Второй период — вторая треть XII — первая треть XIII века. Этот период характеризуется появлением областных литературных центров (Владимир, Ростов, Смоленск, Галич, Полоцк, Туров). Основные произведения — «Слово о полку Игореве», Киево-Печерский патерик, «Слово» Кирилла Туровского, «Моление» Даниила За точника. Третий период — трагический, связанный с монголо-татарским нашествием и борьбой с ним (вторая треть XIII — конец XIV века). Здесь господствует одна тема — героическая, сопряженная с верой в национальное возрождение. Четвертый период — конец XIV—XV век — время подъема национального самосознания, проявившегося в идее собирания земель, в формировании нравственного идеала. Это нашло отражение в житиях святых, написанных Епифанием Премудрым. Пятый период — эпоха Московского централизованного государства (конец XV—XVI век). Он характеризуется слиянием областных литератур в общерусскую. Здесь достигает необычайного расцвета публицистика. Основные произведения — «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Эразма, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, «Великие "Четьи-Минеи"», «Домострой», переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Шестой период — смутное время, столкновение старых и новых принципов письма. Этот период подразделяется на два отрезка: с начала по 60-е годы XVII века и с 60-х годов по конец XVII века. В первый отрезок разрушается старый метод изображения действительности и обновляется жанровая система. Во второй отрезок литература расчленяется на демократическую и официальную. Общим становится внимание к человеку, усиливается автобиографическое начало. Основные сочинения — «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Житие протопопа Аввакума» . Семнадцатый век завершает историю древнерусской литературы с присущими ей едиными принципами. После этого с XVIII века открывается история светской художественной литерат