
Русский язык, 9 класс
Готов
Вопрос от 1840 дней назад

Ответ от
сообщение: Военная тема в лирике А. Твардовского Все творчество А. Т. Твардовского неразрывно связано с жизнью страны, народа. Страшные годы войны, когда сам А. Т. Твардовский был корреспондентом газеты «Красная звезда», нашли отражение на страницах его поэтических произведений: «22 июня 1941 года», «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «9 мая», и др. Все тяготы солдатской доли поэт прочувствовал на себе: Война — жесточе нету слова. Война — печальней нету слова. Война — святее нету слова В тоске и славе этих лет. (1944) Все стихотворения военной тематики проникнуты чувством глубокой любви к родине, к русской земле, погибнуть за свободу которой автор считает лучшей долей: Я долю свою по-солдатски приемлю, Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья, То лучше, чем смерть за родимую землю, И выбрать нельзя. (1941) Многие стихотворения представляли собой поэтические агитационные «листовки», призывающие на борьбу с фашизмом: За Починками, Глинками И везде, где ни есть, Потайными тропинками Ходит зоркая месть. (1942) Многие стихотворения А. Т. Твардовского имеют сюжетную основу. Героями таких произведений становятся простые солдаты, вчерашние мальчишки, быстро взрослеющие на войне: Соленый пот глаза слепил Солдату молодому, Что на войне мужчиной был, Мальчишкой числясь дома. «Иван Громак» (1943) Такие мальчики воевали до последнего патрона, до последнего вздоха, не уступая в храбрости своим отцам и старшим братьям. О подвигах воинов должна была знать вся страна, они должны были воодушевлять и придавать силы. Стихотворения А. Т. Твардовского достигали своей цели — поднимали боевой дух и вели защитников вперед: Москвы не видел, но ему Москва салютовала. «Иван Громак» (1943) Героями на войне становились, сами того не осознавая, даже дети. Об одном из таких парнишек «лет десяти-двенадцати» повествуется в стихотворении «Рассказ танкиста» (1941). В гари и копоти, в страшном месиве войны, такие ребята воевали наравне со взрослыми, внося свой неоценимый вклад в общее дело Победы. Стихотворения военной тематики создавались поэтом и уже в мирные годы. Тема памяти не оставляла автора, как не перестают болеть уже затянувшиеся раны, в которых остаются осколки. «Для меня этот период представляется таким, о котором всю жизнь хватит думать», — писал А. Т. Твардовский. Так, стихотворение «Я убит подо Ржевом» (1945-1946-е) стало страшным обличением жестокости войны, которое произносит погибший «в безымянном болоте» солдат. У него нет и не может быть имени, т. к. его голосом, его словами к потомкам обращаются все не вернувшиеся с войны солдаты: Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки, — Точно в пропасть с обрыва И ни дна ни покрышки. Для лирического героя жизнь остановилась в самый разгар боя, и он не успел узнать, чем закончилось сражение. Любовь к родине, стремление спасти свободу своей земли оказывается сильнее страха смерти: И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна: Мы за Родину пали, Но она — спасена. Те, кто не дошел, кто не выжил, получают право требовать ответа у живых, что сделали они для Победы и как продолжили борьбу. Монолог мертвого становится одновременно судом над войной и наказом живыми: Пусть не слышен наш голос, — Вы должны его знать. Вы должны были, братья, Устоять, как стена, Ибо мертвых проклятье — Эта кара страшна. В стихотворении повторяющиеся обращения к живым как бы требуют ответа, отчета совести прежде всего перед собой, как они распорядятся доставшимся богатством — жизнью. Павшие никого не обвиняют (И никто перед нами // Из живых не в долгу), но братская связь тех, кто был в одном окопе, никогда не позволит живым «спать спокойно». На них ложится ответственность за будущее страны и за сохранение памяти без вести павших, своей жизнью заплативших за свободу последующих поколений. Кульминационным моментом становится в финале стихотворения слова погибшего солдата: Я вам жизнь завещаю, — Что я больше могу? Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить. Стиль стихотворения, разговорная интонация, использование народных слов — все подчинено одной цели: создать монолог безымянного солдата, воплотившего в своем образе всех погибших. Тем, кто выжил в страшном пекле, кому выпало счастье вернуться домой, все оставшиеся годы ощущали чувство вины перед погибшими. Лирика Твардовского становится более глубокой, наполняется раздумьями. Возникает мотив покаяния живых перед павшими: Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, «Я знаю, никакой моей вины…» (1966) Своим долгом гражданина и поэта А. Т. Твардовский считал необходимость сохранить память о простых солдатах, погибших рядовых, тела которых до сих пор не преданы земле. Память о кровопролитной войне должна быть сохранена, чтобы никогда ни у кого не возникало желания, преследуя амбициозные или меркантильные цели, лишать человека бесценного сокровища — жизни.