
Русский язык, 9 класс
Готов
Вопрос от 1750 дней назад

Ответ от
Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами спорта, творчества и другое). В этот период происходит переориентация общения с родителями, учителями и вообще со старшими на ровесников, более или менее равных по положению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит. Данные исследований свидетельствуют, что в период отрочества подросток стремится утвердить свою взрослость, в первую очередь, дома, в семье. Его отношения с родителями становятся особенно значимыми и эмоционально напряженными. Конфликтное поведение первоначально (примерно в возрасте 10 лет) проявляется в общении с бабушками, дедушками, братьями и сестрами. Оно сопровождается проявлением определенных форм детского поведения: с одной стороны, повышенное требование защиты, ласки, с другой — отказ от выполнения новых требований. На следующем этапе (11 лет) конфликтность проявляется, прежде всего, в отношениях с матерью. В этот период существенно расширяются сфера проявления взрослости в поведении, а также становится больше тех областей, в которых мнение взрослых оказывается незначимым для подростка. Он демонстративно отказывается от таких форм поведения, которые представляются ему детскими. Третий этап (12 лет) характеризуется возрастанием значения общения с отцом, признание которым достижений подростка становится для того наиболее важным. Значимость признания, позиция отстаивания своих прав создают почву для повышенной чувствительности, ранимости подростка. Диапазон демонстративных проявлений чрезвычайно широк: от бурных скандалов до детских капризов, чрезмерной обидчивости, подчеркнутого негативизма, повышенной критичности к поступкам и словам взрослых и т.п. Но во всех этих случаях для подростка более важны признание его самостоятельности, его равных со взрослыми прав, чем действительная их реализация. По мере развития чувства взрослости обращенные к родителям требования признавать эту взрослость постепенно наполняются определенным содержанием, состоящим из житейских мелочей: времени, которое должно отводиться на те или иные дела, времени прихода домой, сидения за компьютером, возможности самому определять степень порядка в комнате или на своем столе, выполнения домашних обязанностей и пр. Эти «мелочи», по отношению к которым подросток и взрослый занимают часто диаметрально разные позиции, служат источником многих конфликтов подростков и взрослых, прежде всего, конечно, родителей. она обязательно. Стремление «примерить», проверить столь волнующее подростков равенство их прав со взрослыми, общность правил жизни для них и взрослых проявляется в том, что подросток начинает предъявлять к взрослым те же требования, которые они предъявляют к нему. Сложность ситуации заключается в двойственности потребностей подростка по отношению к взрослому. Он нуждается одновременно в том, чтобы проявлять самостоятельность как взрослый, и в опеке как ребенок. Чувство защищенности, безопасности, крайне важное для развития в детском возрасте, остается значимым и для периода отрочества, оно необходимо для благополучного прохождения подросткового кризиса. Именно это переживание безопасности дает подростку возможность экспериментировать, раздвигая рамки своей жизни. Взрослым важно понимать, что проявления детско-родительской любви закономерно меняют свои формы по мере взросления детей. Но и самому подростку важно понять свои эмоции, научиться правильно и разнообразно выражать их. Обучение этому может осуществляться, например, в ходе специальной групповой тренинговой работы с подростками.