
Русский язык, 9 класс
Готов
Вопрос от 1781 день назад
составить конспект лекции (тут текст: https://grammarian.ru/literature/9klass/78.html)


Ответ от
Литературный процесс начала ХХ века Русская литература ХХ в сложна и многолика. Все перипетии судьбы отразились на облике литературы. Конец ХIХ – ХХ вв стали временем яркого расцвета русской культуры, ее серебряным веком. В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени. В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей. Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Наиболее распространенной является следующая периодизация литературного процесса ХХ века: Первый этап: 1890-е – конец 1920-х годов. Два цикла литературы «серебряного века» (до 1917 г) и цикла того феномена, который получил название «советская литература». На рубеже 1917 – начало 1920 г наблюдается момент культурного взрыва. Весь первый этап – время слома культурных традиций, борьбы между разными художественными тенденциями. Для периода характерно многообразие школ и направлений: символизм, реализм, акмеизм, футуризм и др. (это и в музыке и в искусстве). Это многоголосие, симфонизм данного периода – именно это является особенностью данного периода, потому что до этого развитие литературный процесс развивался последовательно: сентиментализм, затем романтизм, реализм. Второй этап: начало 1930-х – середина 1950-х состоит из периодов: тридцатые годы, период Великой Отечественной войны, первое военное десятилетие. Здесь многоголосие сменяется уже монологическим типом культуры. Одна литература – официальная, И это не всегда непременно плохая литература (так, например, в 20-е годы Шолохов начал публиковать роман «Тихий Дон»). Другая литература - та, которая не имела доступа к широкому читателю. И даже не потому, что писатели создавали намеренно оппозиционные вещи (такие, например, как роман «Мы» Е. Замятина), а потому, что они не укладывались в каноны социалистического реализма. Поэтому в 30-е годы творческий импульс, возникший на рубеже ХIХ-ХХ в., насильственным образом был прерван, загнан в подполье. Произведения литература, не укладывавшиеся в рамки социалистического реализма, оставались лежать в авторских столах. Поэтому во второй половине 80-х годов мы стали свидетелями феномена, который получил название «возвращенной литературы». Третий этап: середина 1950-х - середина 1980-х годов. Состоит из следующих периодов: «шестидесятые годы» или «оттепель» (примерно 1954-1968), «семидесятые годы» (примерно 1968-1985). Кризис соцреалистической культуры, расшатывание соцреалистического канона, актуализация реалистической традиции, второе рождение модернизма и авангардных тенденций. Третий период развития русской литературы ХХ века отмечен серьезным спадом в сфере художественного творчества. Главная мысль воюющих и думающих при этом людей была мысль о том, что народ, победивший фашизм, не может больше подвергаться тем репрессиям, которые он перенес в предвоенные годы. Но эти надежды на послевоенное освобождение не оправдались. В послевоенные годы по-прежнему проводилась партийно-государственная политика подавления личности, не давшая возможности реализовать становящееся самосознание в полноценных художественных произведениях. Четвертый этап: середина 1980-х - 2000-е годы (этап не завершен). Тотальный социальный и духовный кризис. Рождение русского постмодернизма и его эволюция. Поиски новых «космографических» моделей мира (постреализм, натуралистический сентиментализм). На рубеже 1830-1840 годов происходит становление литературоведения как самостоятельной науки. Таким образом, литературный процесс ХХ века представляет собой довольно сложное явление, изучая которое, необходимо учитывать множество факторов как социально-политического порядка, так и собственно художественно-эстетического