
Русский язык, 10 класс
Готов
Вопрос от 1831 день назад
Рассказать об учении одного из философов!!! СРОЧНО!!! ПОЖАЛУЙСТА!!! Размер должен быть такой чтобы рассказать на 5 минут. Желательно не самого популярного философа, чтобы кто то другой его не выбрал(если можно)
Ответ от
ГЕГЕЛЬ [нем. Hegel] Георг Вильгельм Фридрих (27.08.1770, Штутгарт - 14.11.1831, Берлин), нем. философ, представитель философии абсолютного идеализма, один из создателей феноменологии, диалектического метода и учения об историчности человеческого бытия; оказал большое влияние на развитие европ. философии и культуры. Философская система Гегеля вобрала в себя основные положения диалектики Гераклита; философские системы таких корифеев, как Платон, Аристотель и Кант; рационализм Декарта, Спинозы и Лейбница; взгляды непосредственных предшественников и современников: Руссо, Фихте, Шеллинга. При всем разнообразии источников, питавших гегельянство (объективный и субъективный идеализм, дуализм, материалистические воззрения, диалектика и метафизика), философская система Гегеля отличается цельностью своих основных теоретических и методологических принципов объективного идеализма. По Гегелю, абсолютная идея - это мировой дух, чистая сущность, душа, взятая сама по себе, абстрактная мысль, мыслящая самое себя в самопознании - на той стадии, когда объект и субъект совпадают. Природа и общество служат инобытием, различными формами развития абсолютной идеи. Именно вследствие этого идея и материальный мир по своей сущности не отличаются друг от друга. У них единое содержание, они тождественны. Разрабатывая концепцию абсолютной идеи, Гегель пришел, таким образом, к определению исходного пункта всей своей философии - тождества бытия и мышления. Предмет мысли и есть сама мысль) На разных стадиях развития мышление выступает как собственно мысль или как предмет мысли. Абсолютная идея развивается путем обнаружения и разрешения противоречий в понятиях. Она рассматривается как логическая процедура выведения одного понятия из другого. Диалектика понятий выступает как логика, их саморазвитие. В качестве основы всего сущего, первичного духовного начала абсолютная идея в снятом виде содержит все предшествующие этапы развития. В гегелевской трактовке она воплощает также единство теоретической и практической деятельности. При этом под последней подразумевалась не предметно-материальная, а исключительно духовная деятельность, само творчество идеи, духа. По Гегелю, дух и материя противопоставлены друг другу по своей сущности (у материи сущность - тяжесть, у духа - свобода), по цели (у материи цель вовне, дух имеет цель в себе), по отношению к прогрессу (в природе никакого прогресса нет, существует лишь прогресс разума; прогресс - наше собственное понятие и стремление). Развитие абсолютной идеи снимает эти противоречия, чтобы на иной стадии восстановить их на новом уровне. Гегелевская абсолютная идея в своем развитии проходит три основных этапа, первый из которых - логический. Именно здесь обнаруживается, что в мире ничего, кроме логики, не существует. Логическая мысль проявляет себя не только как абсолютное начало всего сущего, но и в том отношении, что кроме нее другого бытия нет. Последнее логикой поглощается и разрешается. На первом этапе развития абсолютной идеи - логическом (Тезис) - она познает свою собственную сущность, проходя три ступени: бытие, сущность, понятие. Каждая из этих ступеней также триадична. Для бытия это качество, количество и мера. У сущности своя «троица»: сущность как основание существования, явление и действительность. Понятие выступает как субъективное понятие, объект и идея. Каждая последующая ступень в снятом виде представляет итог развития предшествующей ступени: снятое качество есть количество, снятое количество есть мера, снятая мера есть сущность и т. д. «Снятие» означает, что ранние ступени развития абсолютной идеи не замещаются полностью, удерживается их положительное содержание («конструктив»), благодаря чему пройденные ступени становятся моментами последующего целого. Следовательно, постижение истины невозможно без прохождения всех элементов триад, оно достигается на новой ступени целостности, т. е. в результате бесконечного троичного движения логических категорий - от простых к сложным (менее, более, сверхсложным) и т.д. В триаде последняя ступень отрицает предшествующую (вторую) ступень, выступая как антитезис, и одновременно служит синтезом первой и второй ступеней. Абсолютная идея в процессе саморазвития на втором этапе (Антитезис), по Гегелю, решается из самое себя свободно отпустить себя в качестве природы. Самопознание идеи на этом этапе также происходит по закону триадичности: механика, физика, органика. В свою очередь механика включает в себя пространство и время (1), материю и движение (2), абсолютную механику (3). Физика обнимает собой физику всеобъемлющей индивидуальности (1), физику особенной индивидуальности (2), физику целостной индивидуальности (3), а органика - геологическую природу (1), растительный организм (2) и животный организм (3). Соответственно, снятые пространство и время есть материя и движение, снятые материя и движение есть абсолютная механика и т. д. Природа для абсолютной идеи - более высокий этап ее саморазвития и самопознания, чем логика, однако и здесь она не достигает своей конечной идеи. Стремясь к ней, абсолютная идея выходит из своего природного инобытия, сбрасывает с себя физическую оболочку и, отрицая ее, вновь возвращается к своему духовному «первородству», но уже на более высокой ступени развития. Так абсолютная идея становится духом на третьем этапе (Синтез) своего движения по пути самопознания. Триада духа: субъективный дух (1), объективный дух (2), абсолютный дух (3). Субъективный дух, последовательно усложняясь и конкретизируясь, воплощается в антропологии, феноменологии духа, психологии. Объективный дух проходит такие ступени развития, как право, мораль, нравственность. Абсолютный дух реализует себя в искусстве, религии и философии. И на данном этапе происходят процессы отрицания отрицания, синтезирования предшествующих ступеней развития духа. Кроме того, третий этап выступает как обобщение и завершение развития абсолютной идеи в целом, как венец и торжество всей гегелевской философской системы. Включив Логику (развитие идеи самой в себе), Философию природы (воплощение идеи в природу) и Философию духа (воплощение идеи в человека и общество), она выражает себя посредством множества категорий. В их числе бытие (чистое бытие, наличное бытие), ничто, количество, качество, мера, отрицание, становление, противоречие и др. Взятые в совокупности эти категории и понятия составляют каркас до предела умозрительного и вымышленного; искусственного и метафизического в своей основе здания самой крупной и детально разработанной в истории философской системы. Чистое бытие и ничто, однако, хотя и тождественны, но не абсолютно идентичны; они взаимодействуют и переходят друг в друга. Такой взаимный переход, по Гегелю, есть становление, т. е. движение непосредственного исчезновения одного в другом. Категория «становления» содержит в себе глубокую мысль о диалектике понятий, их движении и изменении, а значит, движении и изменении природного и социального мира. Преодолев логический этап в своем развитии, абсолютная идея продолжает свое бытие в природе, где она становится окаменелым духом. По Гегелю, материя, пространство и время - одни из абстрактных определений абсолютной идеи Особенностью гегелевской концепции объективного духа является то, что он, включая право, мораль и нравственность, совершает процесс самопознания непосредственно в обществе. Этот процесс Гегель рассматривал как в «Философии духа», так и в таких работах, как «Философия истории» и «Философия права». Первая ступень, которую проходит в процессе своего самопознания объективный дух - право. Гегель рассматривал его в узком смысле как регулятор отношений между людьми по поводу владения вещами и в широком смысле, поскольку право лежит в основе всех отношений, включая государственно-политические. Государству Гегель уделял особое внимание. Свой известный постулат, что «разум господствует в мире, так что следовательно и всемирно-исторический процесс совершался разумно», Гегель применял и к государству, прежде всего германскому. Принципиальным для теории и практики является вопрос о том, насколько государство в реальной жизни соблюдает права и свободы людей, содействует ли их благополучию, удовлетворению материальных и духовных потребностей, создает ли условия для самореализации личности. Б. Рассел формулировал эту проблему так: «Существуют ли граждане ради государства или государство ради граждан». По его мнению, либеральная философия утверждает второе, а Гегель - первое. Гегель придавал особое значение выдающимся личностям цезаристского типа, героям, считая их «доверенными лицами всемирного духа» (в Германии это Барбаросса, Лютер, Карл Великий). По Гегелю, становясь тождественными, государство и личность выступают как единый феномен. Личность в государстве деперсонифицируется, как бы «растворяется», превращается в средство решения государственных проблем, задач и функций. Учение Гегеля об объективном духе завершается рассмотрением проблематики всемирной истории. Гегель ввел понятие «всемирная философская история», сформулировал некоторые важные принципы развития мировой истории. Главные из них: разумность того, что в истории необходимо и закономерно; поиск человечеством конечной цели мирового развития - свободы; взаимосвязь целей и средств исторического процесса; вариативность движения истории; сдвиг мировой истории с Востока на Запад (Доистория, Древний Восток, Греческий мир. Римский мир, Германский мир); особая роль государства в человеческой истории (этими вопросами помимо философии истории призвана заниматься философия права). Источником всяческого развития Гегель признавал не природу, а дух, абсолютную идею. Она у Гегеля и есть настоящая действительность. Мир, природа - это снимок, отражение, инобытие абсолютной природы. Абсолютная идея проходила своем развитии три периода: 1) становление и развитие («Наука логики»); 2) она переходит в свое инобытие, т. е. в мир природы («Философия природы»); 3) развитие идеи завершается полным совпадением «мирового разума» с сотворенной им природой и обществом, тождеством идеи и мира, по терминологии Гегеля, «абсолютным знанием» («Философия духа»). Смысл философии, по Гегелю, и состоит в раскрытии исторического пути самодвижения «абсолютного разума» как единственной активной, реально существующей силы. Исследовав развитие совокупной человеческой мысли («Феноменология духа»), Гегель пришел к выводу, что развитие индивидуального сознания человека на различных ступенях истории есть сокращенное воспроизводство ступеней, исторически пройденных человеческой мыслью. Он полагал, что всякое развитие совершается в силу внутренней борьбы противоположностей, заключенных в понятиях. Объяснить переход объективного мира в свою противоположность можно духовной деятельностью, активностью и историческим развитием сознания. Идеалистическая диалектика - метод Гегеля - носит прогрессивный характер. Учение о развитии - суть этого «рационального зерна». Система Гегеля консервативна, догматична. Он хотел осчастливить человечество абсолютной, законченной истиной, которая бы уже не требовала своего дальнейшего развития. Гегель заканчивает развитие путем возвращения абсолютной идеи к себе.