
Литература, 11 класс
Готов
Вопрос от 1954 дня назад
глава 1 КРЕСТ – всем воскресение, крест – падшим исправление, страстем умерщвление и плоти пригвождение; крест – душам слава и свет вечный.1* Аминь. Многострадальный узник темничный, горемыка, нужетерпец, исповедник Христов священнопротопоп Аввакум понужден был житие свое написать отцом его духовным иноком Епифанием, дабы забвенью не было предано дело Божие. Аминь.2* Всесвятая Троица, Боже, Создатель всего мира, помоги и направь сердце мое начать с разумом и кончить делами благими то, о чем ныне хочу я глаголать, недостойный. Разумея же свое невежество, припадая к твоим ногам, молюсь тебе, у тебя помощи прося: Господи, направь ум мой и укрепи сердце мое не о красноречии печься, но приготовить себя к творению добрых дел, о которых глаголю, чтобы, просвещенный добрыми делами, встал я на Судище справа от тебя, причтенный со всеми избранными твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком возглаголю3* Дионисия Ареопагита о Божествен¬ных именах,4* что есть тебе, Богу, присно сущие имена – истинные, или свойственные, и что есть причинные, то есть похвальные. Сии суть истинные: Сущий, Свет, Истина, Жизнь. Свой¬ственных только четыре. А причинных много, они суть сии: Господь, Вседержитель, Непостижимый, Неприступ¬ный, Трисиянный, Триипостасный, Царь Славы, Неудер¬жимый огонь, Дух, Бог, и прочая. Мы же говорим: потеряли новолюбцы существо Божие отпадением от истинного Господа – Святого и Животворящего Духа. По Дионисию, коль уж от истины отпали, тут и от Сущего отверглись. Бог же от существа своего отпасть не может, и того, чтобы не быть, того в нем нет, присносущен истинный Бог наш. Лучше б им в Символе веры не произносить «Господа», причинного имени, неже¬ли «истинного» отсекать, в котором существо Божие содержится. Мы же, правоверные, оба имени исповедуем – и в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящего, света нашего, веруем, со Отцом и с Сыном споклоняемого,6*за которого страждем и умираем, с помощью его владычною. Тот же Дионисий пишет о солнечном знамении во время затмения: «Есть на небесах пять звезд блуждающих, что именуются лунами. Сии луны Бог учредил не в пределах, как прочие звезды, но текут они по всему небу, предзнаменования творя либо гнева, либо милости (Божией). Когда блуждающая луна подтечет с запада под солнце и закроет свет солнечный, то такое затмение солнца за гнев Божий на людей бывает. Когда же бывает, что с востока луна подтекает, тогда она как положено12* шествие свое творит, и ее закрывает солнце». А в нашей России было затмение солнцу в 162 (1654) году, перед мором.13* Плыл Волгою-рекою архиепископ Симеон Сибирский,14 * и в полдень тьма сделалась, перед Петровым днем недели за две; часа с три, плачучи, у берега стояли. Солнце померкло, с запада луна подтекала, явил Бог гнев свой людям. В то время Никон-отступник веру искажал и законы церковные, и сего ради Бог излил фиал гнева своего и ярости на Русскую землю: зело мор велик был, некогда еще забыть, все помним. Потом еще годов через четырнадцать в другой раз затмение солнцу было в Петров пост: в пятницу, в шестом часу, тьма сделалась, солнце померкло, тоже луна с запада подтекала, гнев Божий являя, – протопопа Аввакума, бедного горемыку, в то время власти вместе с другими в соборной церкви остригли15* и в темницу на Угреше,16* проклявши, бросили. Верный да разумеет, что делается в земле нашей за нестроение церковное и разорение веры и закона. Говорить о том перестанем, в день (скончания) века познано будет всеми, потерпим до тех пор. Тот же Дионисий пишет о солнечном знамении, как было при Иисусе Навине в Израиле, когда Иисус поражал иноплеменников и было солнце над Гаваоном, что значит в зените: встал Иисус крестообразно, сиречь распростер руки свои, и остановилось солнечное течение, покуда не погубил он врагов. Возвратилось солнце к востоку, сиречь назад отбежало, и снова потекло; и стало во дни том и в ночи тридцать четыре часа. Понеже в десятый час назад отбежало, так в сутках десять часов и прибыло. И при Езекии-царе было знамение: оттекло солнце назад в двенадцатый час дня, и стало во дни и в ночи тридцать шесть часов.17* Читай книгу Дионисиеву, там пространно уразумеешь. Тот же Дионисий пишет о небесных силах, возвещая о том, как хвалу приносят Богу девять чинов (ангельских), разделяясь на три троицы.18* Престолы, херувимы и сера¬фимы, освящение от Бога приемля, так восклицают: «Бла¬гословенна слава от места Господня!» И чрез них нисходит освящение на вторую троицу: господства, начала, власти. Сия троица, славословя Бога, восклицают: «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя!» По алфавиту: «аль» – Отцу, «иль» – Сыну, «уйя» – Духу Святому. Григорий Нисский толкует: «Аллилуйя – хвала Богу». А Василий Великий пишет: «Аллилуйя – ангельская речь, по-человечески сказать: слава тебе, Боже».19* До Василия пели в Церкви ангельские слова: «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя!» Когда же был Василий, то повелел он петь дважды ангельские слова, а в третий раз – человече. Каким представляется герой?
Ответ от
Аввакум несет в себе яркие новаторские черты, ведь протопоп рассказывает о своем подвижническом служении. Делает он это по «благословению» и «повелению» духовника и «соузника» старца Епифания. «Многострадальный узник темничный, горемыка, нужетерпец, исповедник Христов священнопротопоп Аввакум понужден был житие свое написать отцом его духовным иноком Епифанием, дабы забвенью не было предано дело Божие. Аминь.» Герой предстает перед нами человеком очень скромным, очень верующим, ищущим поддержку у Бога, называет себя недостойным, просит помощи у Бога: : «кончить делами благими то, о чем ныне хочу я глаголать, недостойный. Разумея же свое невежество, припадая к твоим ногам, молюсь тебе, у тебя помощи прося: Господи, направь ум мой и укрепи сердце мое не о красноречии печься, но приготовить себя к творению добрых дел, о которых глаголю, чтобы, просвещенный добрыми делами, встал я на Судище справа от тебя, причтенный со всеми избранными твоими.