Литература, 7 класс

Готов

Вопрос от Инари 1957 дней назад

Ответьте пожалуйста на вопрос: Образ города, образ Петра в поэме Медный Всадник

Ответ от Ирина

Петербург является одним из центральных образов в поэме "Медный всадник" Пушкина. Описанию Петербурга автор отводит значительную часть поэмы. Наиболее развернутое описание города и его истории мы видит во "Вступлении" к поэме. Во "Вступлении" Петербург представлен в двух состояниях: "до" и "после" основания города. Так, в начале XVIII века, территория будущего Петербурга - это малозаселенные, болотистые берега: "...По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца..." Проходит сто лет. Петербург начала XIX века - это крупнейший город Европы, торговый и культурный центр России. Теперь берега петербургских рек застроены красивыми каменными зданиями, а в порт Петербурга принимает корабли "со всех концов земли" В том же "Вступлении" к поэме Пушкин признается в любви к прекрасному Петербургу - городу, с которым поэта связывает многое: "...Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид..." Печальный вид обретает Петербург во время наводнения в ноябре 1824 года: "...Обломки хижин, бревны, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, На протяжении всей поэмы Пушкин ни разу не упоминает слово Петербург, кроме подзаголовка "Петербургская повесть". Вместо названия "Петербург" Пушкин использует такие выражения, как: "Петра творенье", "град Петров" , "Над омраченным Петроградом", "И всплыл Петрополь". В "Медном Всаднике" мы видим черты мощи и самовластия в образе Петра доведены до последних пределов. Открывается повесть образом властелина, который в суровой пустыне задумывает свою борьбу со стихиями и с людьми. Он хочет безлюдный край обратить в "красу и диво полнощных стран", из топи болот воздвигнуть пышную столицу и в то же время для своего полуазиатского народа "в Европу прорубить окно". В первых стихах нет даже имени Петра, сказано просто: На берегу пустынных волн // Стоял Он, дум великих полн. <...> Но Пушкин чувствовал, что исторический Петр, как ни преувеличивать его обаяние, все же останется только человеком. <...> И вот, чтобы сделать своего героя чистым воплощением самодержавной мощи, чтобы и во внешнем отличить его ото всех людей, Пушкин переносит действие своей повести на сто лет вперед ... и заменяет самого Петра - его изваянием, его идеальным образом.