
Литература, 6 класс
Готов
Вопрос от 2137 дней назад
сравните Блока и Гумилёва по теме родина
Ответ от
ЕСЛИ КОРОТКО: Чаще всего Родина описывалась поэтами в образе женщины, но, как правило, она выступала в роли матери, которая дает жизнь человеку. В творчестве Блока все несколько иначе. Да, конечно, он ее тоже олицетворял, но только не делал из нее мать. Он представлял родной край, как подругу, невесту или жену человека. Родина всегда рядом с лирическим героем, будь то радость, печаль или что-то другое. Она его никогда не покинет и всегда станет надежной опорой, поддержкой если это действительно нужно. При всем этом она не покровительствует человеком, а более того – сама нуждается и просит у человека защиты. Тема России проходит красной нитью почти через все творчество Гумилева. Гумилеву-поэту мила не новая «кричащая Россия», а прежняя, дореволюционная, где «человечья жизнь настоящая», а на базаре «проповедуют слово Божие» («Городок»), Лирическому герою этих стихотворений дорога тихая, размеренная жизнь людей, в которой нет войн и революций ЕСЛИ ДЛИННО: Блок регулярно использовал несколько различных подходов для описания Родины. Специалисты выделяют несколько: • Сказочность. В данном случае Родина у Блока является не персонифицированным волшебным краем, где обитают разные загадочные существа, присутствуют загадки, тайны. Россия, как некая сказочная страна присутствует в произведении Блока «Русь». На это указывает описанный поэтом пейзаж, который больше похож на фольклорное описание местности. • Романтичность. Один из самых популярных приемов у писателей, когда родной край описывается в образе возлюбленной, а главный герой предстает молодым человеком, не способным устоять перед нежностью, трепетностью любимой. Романтизация присуща стихотворениям о «Прекрасной даме». Здесь Родина у поэта выступает в образе прекрасной, молодой красавицы, собственно, так же представляли родные края и предшественники Блока. Женщина эта обладает весьма неординарным характером, она одновременно необузданная, сильная и тем самым, манящая к самой себе дива, но также она и нежная, смирная и красивая. • Историзм. В данном случае родные места описываются с исторической точки зрения. События, которые происходили на этом месте в прошлом, обладают своей историей, которая и рассказывается читателю. Историзм очень хорошо заметен в цикле стихов «На поле Куликовом». Здесь, как можно догадаться из названия, описываются события исторического характера, которые происходили с родным краем Блока. Здесь буквально подается панорамное изображение жизни страны от монголо-татарского ига до современности. • Бедность и страдание. Здесь следует отметить, что писатель описывает не Родину, а скорее, ее жителей. Они живут не в самые лучшие времена, испытывают сложности, трудности, с которыми пытаются как-то бороться. Люди принимают родной край таким, какой он есть и живут не покидая его, но надеются на положительные изменения в скором будущем. • Оптимистичность. Своеобразный аналог предыдущего подхода. Писатель опять же описывает настроения людей, которые жаждут хороших изменений в будущем. • Образ живого существа. Подход тоже очень часто используется писателями для описания Родины. Родные края – некое живое существо, подобное самому человеку, но оно не обладает какими-то внешними отличительными чертами, их можно только почувствовать. В цикле стихотворений «Родина» она выступает в персонифицированном виде перед читателем. При всем этом, Блок добился того, что родина не привязывается к какому-то конкретному образу, личности. Она является обобщенной – одновременно живым и эфемерным существом, которая стоит за душой человека, в качестве его главного, основного богатства, которым надо всегда дорожить. Множество предшественников этого поэта олицетворяли родные края в своих произведениях. Гумилев Тема России проходит красной нитью почти через все творчество Гумилева. Он имел полное право утверждать: Золотое сердце России Мерно бьется в груди моей. Но особенно интенсивно эта тема проявила себя в цикле стихотворений о войне, участие в которой для героев его произведений — дело праведное и святое. Поэтому Серафимы, ясны и крылаты. За плечами воинов видны. На свои подвиги во имя Родины русские воины благославляемы высшими силами. Вот почему столь органично в произведениях Гумилева присутствие подобных христианских образов. В стихотворении «Пятистопные ямбы» он утверждает: И счастием душа обожжена С тех самых пор; веселием паяна И ясностью, и мудростью; о Боге Его волнует тема любви («О тебе», «Сон», «Эзбекие»), отечественная культура и история («Андрей Рублев»), родная природа («Ледоход», «Лес», «Осень»), быт («Русская усадьба»). Гумилеву-поэту мила не новая «кричащая Россия», а прежняя, дореволюционная, где «человечья жизнь настоящая», а на базаре «проповедуют слово Божие» («Городок»), Лирическому герою этих стихотворений дорога тихая, размеренная жизнь людей, в которой нет войн и революций, где Крест над церковью вознесен Символ власти ясной, отеческой. И гудит малиновый звон Речью мудрою, человеческой. Есть в этих строках с их невыразимой тоской по утраченной России что-то от Бунина, Шмелева, Рахманинова и Левитана. В «Костре» впервые у Гумилева появляется образ простого человека, русского мужика с его Взглядом, улыбкою детской, Речью такой озорной,— И на груди молодецкой Крест просиял золотой.