
Литература, 9 класс
Готов
Вопрос от 2202 дня назад
Сочинение на тему Души живые и мертвые в поэме Гоголя "мертвые души"
Ответ от
Сюжет произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души» основан на похождениях Чичикова, который покупает «души» крестьян, мёртвых физически, но юридически числящихся живыми. Но ёмкий эпитет «мёртвые» прежде всего относится к тем живым и здравствующим персонажам, которые мертвы духовно. Это не только сам главный герой, но помещики и чиновники, с которыми встречается на своём пути Чичиков. Автор является в произведении подобно пророку, которой описывает эти страшные события в жизни России и показывает выход пусть к далёкому, но светлому будущему. Самое страшное, что мёртвая душа это обыденное явление. Гоголь объединяет всех чиновников в одно безликое лицо, которое отличается только наличием на нём бородавок. Встречи Чичикова с пятью помещиками, их портретные зарисовки и характеристики наглядно отражают представление автора о различных формах деградации человека. Манилов и Собакевич, Ноздрёв и Коробочка, Плюшкин – такие, казалось бы, разные характеры, объединены духовной скудостью и пустотой. В полной мере раскрыть образ каждого помещика помогают не только описание его портрета, но и изображение его поместья, дома и даже манеры разговора. Все пять глав построены по одинаковому принципу. Они показывают, как в крепостнической Руси складывались разные типы помещиков, как крепостное право искалечило души крестьян и их хозяев. В сущности поэма представляет собой настоящее обличение крепостничества и того класса, который вершит судьбу государства. Живую жизнь Гоголь видит в простом русском народе, в его трудолюбии, мастерстве и таланте. Писатель показывает и тёмные стороны народной жизни: бесправие, отупение, одичание, – которые явились результатом крепостного права: девочка Пелагея, не умеющая отличить, где правая, а где левая сторона, одичавшие и забитые до крайности плюшкинские Мавра и Прошка. Но за этой социальной подавленностью Гоголь всё-таки видит «живую душу» русского народа.Миру «мёртвых душ» Гоголь противопоставляет живую, таинственную, высоконравственную и сильную душу простого русского человека.