
История, 10 класс
Готов
Вопрос от 2207 дней назад
11 вопрос " Культура народов Дагестана в 19-20 веков" ответьте пожалуйста
Ответ от
Говоря о культуре народов Дагестана, следует обратить внимание на такую область, как образование. До XIX в. на территории Дагестана не было светских школ, но повсеместно функционировали мусульманские школы - мактабы и медресе. В каждом селении при мечетях действовали школы - мактабы, которые представляли собой своеобразную начальную мусульманскую школу. Здесь обучали чтению Корана, письму, преподавали элементарные знания по арифметике. Школой более высокого уровня являлось медресе. Круг наук, изучаемых в медресе, был значительно шире. Здесь изучались логика, арабская грамматика, география, мусульманское право, теология, риторика. Ученик медресе назывался муталим. По окончании медресе, его выпускники могли посвятить себя духовной, просветительской, литературной деятельности. Лучшие ученики могли продолжить свое обучение дальше, так как мусульманское образование в Дагестане не ограничивалось только мактабами и медресе. Здесь существовали научно - просветительские центры, которые складывались вокруг выдающихся дагестанских ученых - алимов, например таких, как Магомед Ярагский, Джамалутдин Казикумухский и др. К ним стекались ученики не только из Дагестана, но и из сопредельных областей. Дагестанцы составляли 48 % от общего количества учащихся. В 60-ых г. г. XIX в. детям именитых дагестанцев был открыт доступ в учебные заведения за пределами области - в Москву, Петербург, Баку, Ставрополь, Харьков. В последнее десятилетие XIX в. в Ставропольской гимназии обучалось 124 уроженца Дагестана. В этот период правительство начало уделять большее внимание системе образования на окраинах империи, что нашло отражение в расширении сети образовательных учреждений. В начале XX в. в Дагестане начали открываться специализированные школы с профессиональным уклоном. В 1904 г. была открыта школа садоводства в Дербенте. Архитектура горных и равнинных районов несколько отличалась. В горах преобладали традиционные горские дома, которые возводились из камня, бревен. Поселения горного и нагорного Дагестана строились амфитеатром или террасообразно на склонах гор. С уменьшением значения оборонительного фактора на первый план в домостроительстве выдвигается экономические и географические факторы, такие как наличие водоемов, дорог, солнечная сторона и др. Определенные изменения происходят в одежде, в особенности, в равнинных районах, более всего испытывавших влияние проникавших из России веяний. В отличие от распространенной ранее домотканой одежды, сейчасстали применяться привозные фабричные ткани или фабричная одежда.Взамен традиционной национальной одежде, в городах стала бытовать одежда европейских покроев. Состоятельные дагестанцы носили одежду из дорогих тканей - шелка, атласа, бархата. В то же время из России усиливается приток дешевых фабричных тканей - ситца, нанки бязи. Мужской костюм дагестанца носил черты традиционности. Большим разнообразием отличался женский костюм, который в горных и равнинных районах имел свои локальные особенности. У женщин - горянок основу костюма составляладлинная рубаха - туника,под которую надевались шаровары или штаны.В равнинных районах девушки одевались в приталенные платья. Нарядным платьем являлся "къабалай". Особенностью этого наряда являлось наличие двойных рукавов. Нижний рукав доходил до кисти и был узким. Верхний рукав был широким и длинным. Нарядные платья изготавливались из дорогих тканей.Особенностью женского праздничного наряда являлось обилие металлических - серебряных, позолоченных украшений. Ювелирное дело зародилось в Дагестане еще на ранних этапах развития и является одним из самых древних занятий населения. XIX в. знаменуется дальнейшим развитием этой отрасли. Наиболее известными ремесленными центрами, специализирующимися на развитии ювелирного дела, являлись села Кубачи, Кумух Чох, Согратль, Гоцатль Харбук и др. Дагестанские ювелиры изготавливали различные изделия - традиционные женские украшения, оправы для оружия, поясные пряжки, газыри, галантерейные изделия - броши, запонки, мундштуки, кошельки и т.д. Ковроткачество в Дагестане явление сложное и многообразное. Исследователи различают несколько видов производимых в Дагестане ковров - безворсовые, ворсовые, махровые, вышитые, войлочные и изделия, выполненные на комбинированной основе. Несмотря на традиционное представление о распространении этого вида производства в Южном Дагестане, исследователи различают ковры Центрального, Северного и Южного Дагестана. В целом, культура народов Дагестана XIX - начала XX в. в. переживала как процесс расцвета, так и достаточно сложный момент в своем развитии. Она вобрала в себя лучшие народные традиции и в то же время обогатилась за счет влияния, как арабской, так и русской культуры.