
Музыка, 6 класс
Готов
Вопрос от 2256 дней назад
Сравните 2 произведения русской духовной музыки. Знаменный распев и партесное пение. Что общего? В чем различия?
Ответ от
Знаменное пение (крюковое пение) – основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков — знамён (др.-рус. «знамя», то есть знак), использовавшихся для его записи. Известны различные типы знаменного распева и соответствующие им типы знамён — кондакарный, столповой, демественный, путевой, ветвенный. Это тип церковного пения, в основании которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение также называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи, а также развития в рамках осмогласия. Само название знаменного пения происходит от слова «знамена» и его синонима «крюки» (отсюда крюковое пение). Дело в том, что в богослужебных книгах звуковые интервалы было принято обозначать с помощью специальных знаков, называемых «знамена» или «крюки», которые ставились над каноническим текстом. Эти знаки несли информацию о мелодическом обороте (попевке, напеве). Для певца такие мелодические обороты образовывали своеобразные образцы, которые он мог использовать для составления мелодий, смотря по времени и чину службы. Знаменное пение было распространено на Руси с 11 до 17 века. Источник знаменного пения – византийская литургическая практика. В 17 веке знаменное пение сменяется партесным. Мелодии знаменного распева использовали в своих сочинениях П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и др. Сейчас в Православной Церкви наблюдается интерес к знаменному пению и его возрождение. Партесное пение — род русской церковной и концертной музыки, многоголосное хоровое пение, которое используется в православном богослужении у русских, украинцев и белорусов. Важнейший жанр партесного пения — партесный концерт. Количество голосов в многоголосной партесной музыке колеблется от 3 до 12, в единичных случаях может достигать 48. Наиболее характерный музыкальный жанр, в котором нашло отражение партесное пение, — партесный концерт. Рукописи партесного пения сохранились (например, в Национальной библиотеке Украины им. В. И. Вернадского, в Государственном историческом музее) в виде комплектов голосов, книг-поголосников (отсюда название этого рода музыки). Партитурная форма фиксации не характерна. Для стиля партесного пения характерно использование западноевропейской музыкальной гармонии и чередование полного хора и хоровых групп (солистов), которое называется «переменным многоголосием» (термин В.В. Протопопова). «Постоянным многоголосием» Протопопов называет хоровое трех- и четырёхголосие, в котором отсутствует противопоставление групп хора как главный композиционный прием. Вместо этого композиция строится как гармонизация знаменного распева.