История, 6 класс

Готов

Вопрос от Xellenleo 2377 дней назад

Реферат на тему инквизиция в Испании

Ответ от Дарья

Инквизиция погубила многих известных личностей, благодаря которым, вероятно, сегодня прогресс науки, искусства и творчества стоял бы на высшей ступени. Латинское слово «инквизиция» вошло в европейские языки во времена средневековья. По-латыни слово inquisitio (p. n. inqusitionis) – существительное, производное от глагола inquirere («искать», «расследовать»), и соответственно значило «розыск», «расследование». Inquisitio haereticae pravitatis, т. е. розыск еретической порчи, Sanctum Officium, т.е. Святое учреждение, - институт католической церкви, созданный для розыска, суда и наказания еретиков. Понятие «инквизиции», в смысле розыска ереси, существовало уже в раннюю пору христианской церкви, но инквизиция в вышеуказанном смысле создавалась постепенно, как вывод из самой сущности средневекового миросозерцания; земная жизнь не имеет цены, она только приготовление к царству небесному. Главная цель – спасение души; следовательно, люди, мешающие ее осуществлению, еретики, - величайшие злодеи, достойные лютой казни, обычной в средние века и за другие важные преступления. Таким образом, инквизиция стоит в тесной связи со средневековым аскетизмом, и неудивительно, что самые непреклонные инквизиторы нередко были и ревностными аскетами. Об инквизиции написаны сотни книг и тысячи статей, опирающихся на достоверные факты или сомнительные легенды. Разумеется, задачей каждого историка во все времена провозглашалось установление истины. Тем не менее, оценки инквизиции в исторической науке порой диаметрально противоположны. Борьба защитников и обличителей инквизиционных трибуналов идет на протяжении всей истории испанской инквизиции. Еще в XVI-XVII вв. за пределами Испании, главным образом в протестантских государствах, появляются многочисленные памфлеты, изобличавшие жестокость испанских инквизиторов. Эта критика особенно усилилась в XVIII в. в рядах деятелей Просвещения – от Вольтера и энциклопедистов до публицистов времен Французской революции. При этом, клеймя мракобесие и бесчеловечную жестокость инквизиторов, некоторые критики приписывали всему испанскому народу якобы присущие ему извечно фанатизм и преданность консервативным началам. «Черная легенда» об испанской инквизиции перерастала в «черную легенду» об испанском народе. История инквизиции Самое мощное оружие антирелигиозной пропаганды - история самой религии, историческая истина, противопоставленная церковным вымыслам и легендам, а в истории религии – самое потрясающее явление – инквизиция. Если под инквизицией понимать осуждение и преследование господствующей церковью инокомыслящих – вероотступников, то хронологические рамки инквизиции следует расширить на всю историю христианской церкви – от ее возникновения по настоящее время, ибо епископы еще со времен раннего христианства и по сей день присвоили себе право осуждать и отлучать от церкви тех верующих, которых они считают еретиками. История инквизиции, – прежде всего тайная история. Церковь имела все основания тщательно скрывать и замалчивать или извращать с целях самооправдания ужасающие факты инквизиции. История инквизиции неразрывно переплетается с историей всего общества и ее корней надо искать не в религиозном духе, идей а в условиях и обстановке классовой борьбы между буржуазией и угнетаемыми классами. Чем значительней развивался торговый капитализм в XV-XVI веках, тем ожесточеннее боролось дворянство за свое преобладающее положение, за власть и экономическое господство. Вместе с тем, нельзя забывать и о том, что роль идей в истории инквизиции была также очень важна, и именно идей христианской религии. Она служила инквизиторам, как необычайно удобное, прекрасно приспособленное для целей классового насилия, средство идеологического оправдания этого насилия. Начиная с Евангелия и кончая судебниками самой инквизиции, вся христианская литература давала в руки попов-палачей множество средств и способов оправдать самые гнусные формы террора, насилия, грабежа и оправдать их идеей любви и духовного спасения человечества. Тут не было никакого извращения христианских идей, тут не было никакого противоречия с сущностью евангельской веры. И прямо и косвенно – священное писание помогало попам быть палачами, а палачам - разыгрывать из себя «спасителей душ праведных». Если же инквизицию понимать в более узком смысле, подразумевая под этим термином деятельность особых трибуналов католической церкви, преследовавших еретиков, то её рамки сужаются от возникновения этих трибуналов в XII-XIII веках то их повсеместный отмены в первой половине 19 века. С раннего периода существования христианской церкви епископы, и в их числе папы римские, были наделены инквизиторскими полномочиями – расследовать, судить и карать еретиков и пользовались ими на протяжении всей истории церкви. Этими правами продолжают пользоваться после роспуска священной канцелярии, согласно все ещё действующему каноническому праву. Инквизиция, согласно данным ей при утверждении привилегиям, не была ответственна ни перед каким государственным учреждением и не была подсудна никакому светскому суду. Все, что имело какое-либо касательство к инквизиции, могло рассматриваться исключительно инквизиционными трибуналами, деятельность которых все более и более расширялась, неизбежно приходила в столкновение с обычными светскими судами. На решение инквизиционных судов возможна была апелляция лишь к великому инквизитору и это делало инквизицию страшной и совершенно независимой силой . В начале 17 века Великий инквизитор Портокареро выступал в защиту положения: судебная власть предоставлена ей богом, а не королем; она может отменять все постановления светских судов, т.к. они действуют от имени короля и облачены им властью. Великая Хунта (Совет) узнала и изложила в докладе королю: все владения в которых была учреждена инквизиция, и широко укрепился беспорядок царящих в различных судебных местах вследствие неутомимого усердия инквизиторов распространять свою власть с таким произволом и так неограниченно, не взирая на обстоятельства и лица, что нормальной судебной власти не оставалось почти никаких дел и призванные управлять лишились власти. Нет ни одного рода дел, разрешение которых они, под тем или иным более ли менее мнимым предлогом, не присвоили бы; нет ни одного человека каким бы независимым от их власти не считали его, с которым бы они не обращались как со своим непосредственным подданным, заставляя его повиноваться их указам, налагая на него штрафы, тюремные заключения и другие наказания (Франция при Карле 2). Предпосылки создания Начало деятельности инквизиции как особого церковного суда католической церкви для борьбы с ересью и свободомыслием было положено папой Иннокентием III (понтификат 1196-1216); она действовала почти во всех католических странах с XII по XIX век. Причинно нравственной основой инквизиции в Европе стало христианское вероисповедание. В IV веке христианство становится государственной религией Рима. Государство делится на две части: Западную и Восточную, соответственно деля религию и давая ей два пути развития: Римско- католический и Православный (Ортодоксальный). Вскоре католический путь развития приобретает значение господствующей идеологической силы Европы. Католицизм возымел власть над феодалами, препятствуя войнам, оставил значимый след в культуре и монополизировал образование. Но все же возникало большое число новых течений в христианстве, противоречащих католицизму – «ересей». Некоторые из них были весьма влиятельны. Поэтому католикам необходимо было с ними бороться. Вопрос искоренения ереси обсуждал Вселенский (IV Латеранский) собор 1215г., решения которого заложили теоретическую основу деятельности инквизиции. В XI-XIII вв. широко распространилось учение катаров, еретической секты в Западной Европе. Это учение переросло в «Альбигойскую ересь», центром которой становится город Альби, здесь же впервые проповедуются внерелигиозные идеалы любви. Позднее зародилось движение Вальденсов, выдвигавшее требования «евангельской бедности». Оба эти движения были весьма популярны. Для борьбы с этими движениями были созданы специальные суды, прообразы инквизиции. А также устраивались Крестовые походы. За 20 с лишним лет территория этих ересей была «вычищена», и Парижский договор 1229г зафиксировал поражение альбигойцев, заставив ересь затаиться. В связи с этим Фридрих II Штауфен ввел смертную казнь для еретиков, передаваемых в руки светских властей. В Нарбонне и Тулузе учреждали первые инквизиционные суды. Но их не хватало, и папа Григорий IX своим Раввенским декретом учредил папскую инквизицию, суды которой появились в большинстве стран католической Европы. Тем же декретом он поручил розыск еретиков монашеским орденам францисканцев и доминиканцев, орден нищенствующих монахов, «псы господни» (Domini canes), охвативший значительную часть Западной Европы. Требовали предоставления им строжайшего надзора над всем образованием. Их деятельность восхвалялась папством как величайшая добродетель истинно преданных сынов церкви. Из доминиканских школ вышло немало известных инквизиторов. Они называли себя «псами господними» за свою преданность папству и вели агитаторско-наказующую деятельность против ереси. После Альбигойских войн, еретические учения получили большое распространение в объединенном государстве Арагоны и Канталонии, т.к. многие альбигойцы искали там спасения. Вследствие этого в 1232 г местная церковь организует в Арагоне инквизицию. Первые смертные приговоры были изданы в 1301 г. в Канталонии. И в течение последующих 50 лет состоялось несколько десятков процессов. Во второй половине XIV в. главным инквизитором стал Николау Эймерик, который систематизировал инквизицию и отличился своей жестокостью. Он стал образцом несправедливости. Католическая церковь проповедовала слепую веру, не основываясь на рационализме и силе разумных доводов. Это была главная статья судебных дел инквизиции. Но иногда подобные идеи и оправдывались, так, например из-за знаменитого «дела Льюля» в 1395г. Эймерик был отстранен папой от руководства инквизиции. После этого инквизиция пережила «период летаргии» и за 80 лет было проведено всего около десятка процессов. Главным объектом гнева Испанкой инквизиции за время ее существования была «иудействующая ересь». Дело в том, что когда в 711 г. арабы завоевали большую часть Иберийского полуострова, образовались две группы государств: испано-христианские и арабо-мусульманские. После этого до 1492 г. шел процесс отвоевания испанских земель. За это время арабы и христиане приобрели очень тесный контакт, отчасти благодаря евреям. Но благодаря учреждению инквизиции это относительное мирное сосуществование трех народов раскололось. Гоняясь за ересью, христиане поняли, что мавры и евреи пользуются благами христианской цивилизации. Осложнять отношения с маврами было опасно из-за не завершившегося отвоевания, т.к. Гранада была достаточно сильным государством и еще оставалась под арабским влиянием. Евреи в середине XII в. из-за нашествия приверженцев религии Аллаха были вынуждены переселиться в Испанию и Южную Францию. Преследование евреев в Европе началось непосредственно с началом Крестовых походов, призванных освободить «Гроб Господень» и «Святую землю» Палестины. В 1096 г. прокатилась волна еврейских погромов. Во Франции евреи обязаны были носить на одежде особый знак. Многие еврейские семьи приняли формальное христианство, оставаясь верными своей религии. Во Франции в 1276 г. была сожжена первая группа таких «новых христиан». Арагонский король Джауме I сужает сферу деятельности евреев. Растет насилие по отношению к ним, возникают обвинения в эпидемии чумы, вырезаются евреи в целых городах. В этой волне насилия и притеснения привлекается испанская инквизиция. Новая инквизиция Существует много теорий о том, кому нужна была инквизиция. В частности считается, что государство солидно пополняло свою казну за ее счет, так как каждый осужденный вне зависимости от степени его вины подвергался конфискации имущества. Или что инквизиция это гарант политического и духовного единства в стремлении испанского народа, выраженного в девизе «единый закон, единый король, единая вера». Мрачная слава испанской инквизиции затмила злодеяния инквизиторов в других странах. О ее кровавых деяниях написаны сотни книг, о ней пишут и будут писать как испанские историки, так и историки других стран, пытаясь не только рассказать в назидание потомству о ее жестокостях, но и объяснить их, разобраться в сложных корнях, породивших и питавших этот репрессивный орган на службе церкви и испанской короны. В Испании инквизиция достигла своей «высшей » степени развития. Испанская инквизиция стала примером, эталоном для учреждений такого же рода во всем христианском мире. И действительно, нигде инквизиция не действовала так жестоко и всеобще, нигде она не соединяла в себе в такой «совершенной» форме черты церковной и политической (государственной) полиции, как это было в Испании, управляемой католическими монархами. XV-XVI вв. в истории Испании, - это начало кризиса феодального миропорядка. Инквизиция, в этой ситуации, была последней надеждой церкви сохранить потерянное господство. Томас де Торквемада убеждает королей объединенного государства Кастилии и Арагоны Изабеллу и Фердинанда в том, что Новая инквизиция должна укрепить королевскую власть. Новая инквизиция становится грозным оружием абсолютизма в руках власти под прикрытием внутренних вооруженных сил – Святой Германдады. В 1480 г. появились первые инквизиторы: Мигель де Морильо и Хуан де Сан Мартин. Из-за появлений слухов о еврейском заговоре начались первые аресты, и состоялось первое аутодафе, святая процессия представляющая собой многолюдное шествие горожан, подготовку узника к экзекуции, пение траурных гимнов, оглашение приговора, облачение в санбенито, предшествующая массовой смертной казни, происходившее впоследствии по 2 раза в месяц. В 1482 г. папа утверждает 8 новых инквизиторов, среди которых был и Томас де Торквемада. Торквемада был монахом доминиканского монастыря, отличавшимся суровостью и аскетизмом. Со временем он становится духовником королевы ее супруга. Он втайне способствовал учреждению инквизиции, а в 1483 г. стал Генеральным инквизитором Кастилии. В отличие от средневековой, Испанская инквизиция больше зависела от королевской власти, чем от папства, и получила широчайшие возможности главного защитника христианской веры, позволяя ей вмешиваться практически во все сферы жизни. Торквемада задумал набросить на всю страну густую сеть инквизиционных судилищ. После упорного сопротивления дворянства в 1484 г. было дано согласие на создание трибуналов в Арагоне. Но богатые «конверсо» все равно сопротивлялись и устраивали тайные покушения на инквизиторов после первого процесса. К этому времени «фабрики смерти» охватили всю Испанию. Ведьмы В XVI-XVII вв. Европу поразило безумие, связанное с вымыслами о ведьмах, колдунах и т. д. Эти люди отличались обычно от других своими способностями и знаниями. За это их подозревали в связи с сатаной. Ведьмы и ведуны заняли среди них почетное место в средние века. Слово «ведьма» и на русском и на английском (witch) образуется от слов «ведь»(«wit») означавших знание и разум. Все деяния ведьм рассматривались как зловредительство, а так же им приписывали невероятные возможности, такие как летать, превращаться в диких животных и др. Но сначала ведьмы считались грешницами «не по злому умыслу», а с XII-XIII вв. их обвиняют в добровольном пакте с дьяволом. Суды над ведьмами постепенно переходят в ведение церкви, а затем папской инквизиции. Ужесточаются наказания, ведьм все чаще отправляют на костер. Стала появляться литература на тему ведьм, в том числе «Молот ведьм» (1487), и буллы как священные уставы, в их числе знаменитая Булла «Summis desiderantes». «Молот ведьм» собрал в себя все народные предания, и стал наставлением для инквизиторов Европы. Ведьмы описываются уродливыми старухами, чья деятельность обычно направлена на силы природы, когда же изображаются они молодыми девушками, соблазняющими мужчин. Все народные выдумки о полетах и обращениях ведьм стали достоянием богословских сочинений и протоколов инквизиционных трибуналов. Практически все данные известные о ведьмах на сегодняшний день взяты из двух источников. Самый главный источник это показания самих ведьм на пытках. Осужденные, надеявшиеся на снисхождение, готовы были признаться в чем угодно, тем более что нередко они и сами верили в эти истории под психологическим прессингом инквизиции. Другие данные, дошедшие до нашего времени основаны на искусстве тех времен. Заключая пакт с демоном, ведьмы отрекались от христианской церкви, дьявол оставлял на ее теле какой-либо знак, и женщина становилась полноправным членом дьявольского общества. Также известны конкретные даты массовых сборищ ведьм, так называемых шабашей, и очень подробные описания полета на метле и рецепты мазей для этих полетов, которые состояли в основном из наркотических веществ, что многое объясняет. Очень красочно устами ведьм описываются сами шабаши, которые состояли из танцев, трапезы и пародию на католическое богослужение. Охота на ведьм в Европе поднимала в народе злобу, ненависть и страх. Она совпадала с эпохой Возрождения и выражала в себе противодействие сил прогресса и старых мировоззрений, этот факт объясняет еще и то, что по всей Европе завязались кровопролитные войны представителей разных направлений христианства за свою религию. И ведьмы служили «камнем преткновения» этих взаимоборствующих сил, на который можно было свалить всю вину. Охота на ведьм была коллективным безумием, казнившим за каждую мелочь. В течение 2 с лишним столетий эта эпидемия охватывала все страны Европы, и за это время было осуждено в среднем 200000 человек. Закончилась эта стихия тогда, когда в ведомстве стали обвинять членов семьи правительства. Удивительно, что во время этой лихорадки Испания и ее инквизиция скромнее всего себя проявили, дело в том, что у них в то время были более существенные враги, такие как евреи, мориски и протестанты. Но все же казни по этому делу были жестокие и достаточно массовые. Очаги охоты возникали достаточно локально и в основном около французских границ, и инквизиция не брала на себя всю ответственность за них. Происходили эти казни на протяжении XVI века. Некоторые даже умудрялись прилично зарабатывать на поимке ведьм. В XVII охота на ведьм приобретает политическое значение, достигая своего апогея, и потухает в начале эпохи Просвещения.

  • Xellenleo

    Спасибо

  • Xellenleo

    Вы даже перевыполнили задание