История, 7 класс

Готов

Вопрос от Валя Кириченко 2356 дней назад

Что нового внес в эту теорию Т.Гоббс?

Ответ от Дарья

Важную роль в системе философских воззрений Гоббса играет проблема человека. В его понимании, человек — это субъект морали и гражданской активности. Гоббс весьма убедительно показал эгоистическую природу человека, определяемую преимущественно его стремлением к самосохранению. По этому поводу Гоббс писал, что «величайшее благо — самосохранение, величайшее зло — разложение» Учение Гоббса об обществе и государстве следует рассматривать как своеобразный итог всех его научных и философских исследований. В значительной мере оно вытекает из того понимания человеческой природы, которое Гоббс разработал в своих ранних произведениях. Политическая теория Гоббса, обстоятельно изложенная им в капитальном труде «Левиафан», базируется на диалектике коллективного, общественно-государственного и индивидуально-личностного начал. Однако английский мыслитель, выступая сторонником терминологической ясности, принципиально отказался от традиционных интерпретаций. Левиафан у Гоббса — это отнюдь не символ древнего библейского чудовища, архетипическая мощь которого заведомо превосходит любую нужду политической практики. Это искусственное тело (оно же — суверенное репрезентативное лицо и грандиозная машина), объединяющее в себе множество людей, составляющих могущественное государство, которое есть «реальное единство, воплощённое в одном лице». Во имя этой великой цели Гоббсом, собственно, и разрабатывается теория нового государства. Но только не в смысле «очередного» или «сменяющего предыдущее», а в смысле его беспрецедентного характера, ибо только оно адекватно природе политических проблем, созданных устремлениями и отношениями абсолютного большинства людей, находящихся в «естественном состоянии», порождённым среди прочего и драматичными процессами первоначального накопления капитала. Если следовать Гоббсу, то Левиафан-государство в общественном сознании действует как всемогущий и одновременно посюсторонний властно-политический субъект.