Вопрос

Вопрос от Вова

Литература

8 класс

1)

1

Ответ

Ответ от Ирина

В предыдущих классах изучались отрывки из таких произведений древнерусской литературы, как «Поучение» Владимира Мономаха. «Повесть временных лет». «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Наиболее запомнились отрывки из «Повести временных лет». В древнерусской литературе летописание занимает центральное место. Развивалось оно в течение восьми веков, с XI по ХVIII век. Летописцы не имели обычая указывать свои имена. В основном летописанием занимались монахи, специально к этому делу приставленные и прошедшие особую выучку под руководством мастеров. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Летописец XV века заявлял, что писать надо правду даже в том случае, если она кому-то не нравится. В основе всего древнерусского летописания лежит «Повесть временных лет». Это древний летописный свод, составленный монахом Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Название «Повесть временных лет» закрепилось в науке с ХVIII века. Это произведение было основным источником сведений о прошлом русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. В то же время это книга, рассказывающая, как надо и как не надо поступать. Источниками «Повести...» были ранее написанные литературные русские памятники и в отдельных случаях переводные византийские, княжеские и монастырские архивы, народные предания и фольклорные произведения, рассказы очевидцев. В «Повести...» нашли отражение и личные впечатления составителей. «Повесть...» написана древнерусским языком, доступным жителям всех областей и княжеств Руси той эпохи. Иногда древнерусская речь смешивается с церковнославянской. Начинается «Повесть временных лет» со вступления, в котором рассказывается о распределении земли после библейского потопа между сыновьями Ноя. Далее идут записи о славянских племенах, их происхождении, об их географическом размещении, обычаях и нравах, о путешествии апостола Андрея по Руси и основании Киева. Летописцу было важно показать божественное происхождение Русской земли. Собственно летописные погодные записи начинаются с 852 года и доводятся до 1113 года. В 860 году северные русские и нерусские племена изгнали варягов за море, не давая им дани, и установили государство. пригласив к себе на княжение трёх братьев — Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрик княжил в Новгороде, потом в Киеве. Так возникла династия Рюриковичей, единая для всей Руси. Летописец не поясняет, почему происходят те или иные события. Если же событие очень волнует летописца и требует объяснений, он ссылается на величие Господа и промысел Божий. Одна из самых важных тем, которые привлекают внимание летописца, — тема добра и зла. Источник добра в мире — Бог и слуги его: ангелы и святые. Источник зла — дьявол и его слуги, бесы. Бесы изменяют свой облик и творят зло. Летописец уверен, что жертвой бесов могут становиться не только отдельные люди, но и целые города. Бог устроил мир так, а не иначе, чтобы человек научился преодолевать соблазны и сам пришел в царство Божие. Бог терпелив, он сурово наказывает только упорных в грехе. Ангелы не только карают человека. но и несут ему помощь.

0